В конце лета 1982 года начались государственные совместные испытания (ГСИ) первого в СССР самолета «четвертого поколения» - Су-27 с целью подтверждения характеристик самолета тактико-техническим требованиям ВВС к перспективному фронтовому истребителю. К 1982 году было изготовлено 9 летных экземпляров Су-27 (имевших заводской шифр Т-10).
Главным конструктором Су-27 в 1981 году был назначен Алексей Иванович Кнышев, который до этого возглавлял филиал ОКБ «Сухого» на Комсомольском авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина. Алексей Иванович внес весомый вклад в освоение серийного производства Су-27.
- Создание самолета Су-27 - это был прорыв, - говорил впоследствии А.И. Кнышев. - В нем были заложены новые принципы проектирования, отработана иная аэродинамика, иные возможности бортовых комплексов, оружие другого поколения. Самолет, который как бы уходит в следующее измерение, не должен быть похож на своих предков. Как и человек, он впитывает в себя опыт тех, кто был до него, и привносит сам что-то новое.
ГСИ проходили в несколько этапов. На первом этапе было выполнено 1420 полетов на десяти самолетах. Во время второго – отрабатывалось функционирование всего комплекта бортового оборудования истребителя и боевое применение. По результатам испытаний конструкция самолета несколько раз подвергалась доработкам, в частности, было произведено усиление головной части фюзеляжа и крыла, изменилась форма законцовок вертикального оперения, были реализованы мероприятия по жесточайшему контролю веса. Все эти конструктивные изменения оперативно внедрялись работниками предприятия.
Завершились ГСИ в 1985 году, полученные в ходе них результаты подтвердили, что был создан выдающийся истребитель, не имевший аналогов в мире. Он обладал превосходными лётно-техническими характеристиками. Первыми из строевых частей самолет Су-27 получили лётчики 60 ИАП Дальневосточного военного округа.
Программа по созданию Су-27, как самолета нового поколения, стала одной из значимых общегосударственных оборонных программ в СССР.